На главную [email protected]  

История Останкино
Церковь в Останкино
Останкино и Шереметевы
Жемчугова и Останкино
Останкинский дворец
Старинные книги об Останкино
 
Контакты

Выдержки из книги Юрия Шамурина "Подмосковныя" (1914 г.)

Останкинский дворец, несмотря на свою головокружительную роскошь, весь деревянный.

Однако в нем нет ничего характерного для «сельского» дома. Он вполне городское здание и так же удачно мог бы украшать любую улицу Москвы. Только колоссальные размеры здания, в котором нужно было сосредоточить все требовавшееся для широкого барского быта, напоминают, что это загородная усадьба. Его внешняя архитектура, взятая в целом, не производит особенно выгодного впечатления: в громадной приземистой массе дворца пропадают те совершенные его части, которые в отдельности необыкновенно красивы…

Дворец, как выяснил И. Грабарь, строился несколькими архитекторами. В центральной части дворца узнается рука М.Ф. Казакова. В боковых крыльях манера Кваренги, но есть и позднейшия поправки Д. Желярди и его ученика М.Д.Быковскаго. Главный корпус дворца был достроен к 1796 году, когда гр. Шереметев принимал в Останкине Павла I.

Крылья пристроены в 1800-801 году. Незначительные добавления Желярди сделаны около 1815 года, а поправки Быковскаго в 1850-х годах.

Если историческое значение Останкинского дворца замутнено этим сотрудничеством представителями разных архитектурных течений, то в эстетическом отношении это одно из самых обаятельных зданий XVIII века. Для Останкино не жалели средств и каждый, кто прикасался к нему давал все лучшее, что мог.

Красиво общее впечатление. На болотистом подмосковном лугу, у края пыльной дороги и редкого, словно ощипанного, леса, высятся звучные портики, ритмичные барельефы и гирлянды – творения эпохи высшей эстетической гармонии, когда-либо созданной человечеством. Мраморный барельеф, «аккорд» колонн – все это родилось под жарким солнцем Эллады. Там мрамор, залитый солнцем, давал резкие эффекты: темныя, почти черные тени еще сильнее выделялись блеском освещенных частей, но в пасмурном русском счете дают нежную гармонию, легкие перламутрово-серые переливы, слабые тени колонн, прозрачными пятнами ложатся на гладь фасада. В такой смягченной концепции классическая красота вяжется с серым небом, с блеклыми лугами…


Выдержки из книги Юрия Шамурина "Подмосковныя" (1914 г.)

1       2       3       4       5      

   2008-2009. Все права защищены. Использование любых материалов с сайта только с разрешения автора.